Впервые на Вятской земле…


С 23 по 26 марта 2015 года  в Орловском специальном профессиональном училище №1 закрытого типа состоялся Федеральный конкурс  «Педагог года- 2015» среди специальных учебно-воспитательных учреждений страны.  На конкурс приехали представители 10 спецучилищ России. География участников конкурсных испытаний очень обширна: от Калининграда до Новосибирска, от  Санкт-Петербурга до республики Владикавказа.  Подобное действо впервые проводилось в стенах Орловского специального профессионального училища, да и вообще, впервые за всю историю существования специальных учебных учреждений закрытого и открытого типа. Министерство образования и науки Российской Федерации, как учредитель специальных образовательных организаций, подобных нашему училищу, утвердило государственное задание о проведении в 2015 году на базе Орловского спец ПУ Федерального конкурса «Педагог года».    В предконкурсный период  на  адрес Орловского спецучилища поступила 51 заявка от 19 специальных учебно- воспитательных учреждений  страны. Согласно положению о конкурсе,  участвовать в нем могли педагоги-представители   4 конкурсных номинаций, а  именно:

  • Номинация А: лучший воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, педагог- организатор, педагог ОДО.
  • Номинация Б: лучший учитель, преподаватель спецдисциплин.
  • Номинация В: лучший мастер производственного обучения.
  • Номинация Г: педагог- психолог, социальный педагог.

Конкурс проходил  в два этапа, первый из которых — отборочный, проводился заочно на основе представленных в электронном виде документов и материалов: видеоматериалов урока (воспитательного занятия), проекта урока (занятия) с технологической картой  и самоанализа урока, а также материалов  электронного портфолио. На рассмотрение заочного этапа конкурса поступили материалы  от 40 человек.

Немало пришлось потрудиться членам жюри конкурса под руководством  заместителя председателя жюри, главного специалиста департамента образования Кировской области Николаенко Татьяны Ивановны. В течение четырех очень напряженных дней работало жюри в лице  высокопрофессиональных, компетентных педагогов — сотрудников центров и кафедр ИРО Кировской области: Салтыковой Марины Алексеевны, заведующей центром инклюзивного образования, заслуженного учителя РФ,      Русиновой  Эльвиры Федоровны, преподавателя кафедры специального (коррекционного) образования, заслуженного учителя РФ, Коротышевой Любови Алексеевны, преподавателя кафедры специального (коррекционного) образования, заслуженного учителя РФ, Крестининой Ирины Алексеевны, заведующей кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидата педагогических наук,   Стебаковой Татьяны Владимировны,    руководителя  Центра развития  профессионального образования,         Чаловой Веры Геннадьевны,         преподавателя кафедры теории и практики профессионального образования,         Белорыбкиной Елены Анатольевны, руководителя Центра духовно-гражданского образования, кандидата педагогических наук и       Исаевой Светланы Анатольевны, преподавателя кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами.

16 победителей первого этапа Конкурса (по 4 педагога  в каждой номинации) жюри определило   уже 5 марта, и все 16 человек были приглашены на финал.

…И вот, 23 марта  Орловское специальное профессиональное   училище гостеприимно  распахнуло  свои двери  участникам и гостям Федерального  конкурса «Педагог года-2015».  Приветственные баннеры на входе, гирлянды воздушных шаров, украсивших здания и актовый зал, поражающий своей торжественностью  и оформленный флагами России, республики Адыгея, Татарстана, Башкортостана, и других территориальных округов нашей необъятной страны,- все это создавало обстановку радушия и дружелюбия, торжественности момента, а  у нас, хозяев конкурса- гордости за  то, что именно  на территории Вятского края отныне ежегодно будет проходить этот конкурс.

Именно данный факт отметил заместитель главы департамента образования Кировской области Измайлов Александр Михайлович, когда поднялся на сцену, чтобы  поприветствовать участников, хозяев и гостей конкурса. Фанфары возвестили о начале торжественного открытия конкурса и  первого конкурсного испытания. Это была «Визитная карточка» или «визитка» педагога. Каждый конкурсант начинал свой рассказ   о себе, как о педагоге, творческой личности, семьянине, не забывая представить себя, как гражданина России, представителя той ее территории, откуда он приехал на конкурс.  Чувствовалось, что каждый гордится своей малой Родиной и хочет показать ее красоты, передать свою любовь к взрастившей его земле. Вот молодой педагог из Башкортостана  в национальном башкирском костюм преподносит  в дар бочонок башкирского меда,  а  вот  наши друзья из Татарстана  угощают всех национальным татарским блюдом «Чаг-чаг».  Зал разразился бурными аплодисментами, когда свое выступление молодой воспитатель  из республики Адыгея завершил зажигательным кавказским танцем. А какие таланты открылись  у конкурсантов!  Почти все из них или пели, или танцевали, причем  на хорошем профессиональном уровне. Недаром говорится, что каждый педагог должен сам обладать разносторонними способностями, чтобы увлечь детей.

Второй конкурсный день внес серьезность и некоторую напряженность, ведь  педагоги представляли на суд жюри и зрителей педагогический опыт по своей индивидуальной методической теме.     На выступление было отведено не более 10 минут. Многое хотелось сказать конкурсантам о проделанной ими работе и ее результатах, но жюри строго следило за тем, чтобы участники  укладывались в отведенное на выступление время. В начале  одиннадцатой минуты поднималась желтая карточка и  начинал звучать метроном. Кто-то из выступающих просил дать им дополнительное время, кто-то сумел быстро завершить выступление, а кто-то не уложился во времени и расстроился. Но жюри было неумолимо и всех  конкурсантов ставило в равные условия. О внимательности жюри к выступлениям конкурсантов говорило то, что всем выступающим задавались очень четкие вопросы на уточнение и понимание полученной информации по теме опыта.

Третий день… казалось, самый сложный и напряженный…  Эссе на тему «Моя педагогическая философия» конкурсанты не просто зачитывают  с листочков,  к этому процессу многие из них  подошли творчески: на фоне рассуждений о профессии, о себе  в профессии звучала соответствующая выступлению музыка и демонстрировались слайды. В представлении эссе со сцены участники продемонстрировали свое умение ориентироваться в педагогической информации,  умение выявить основные проблемы современного образования и предложить реальные пути их решения; показали, что имеют  представления о современных педагогических концепциях, взглядах на образование и владеют методами самооценки себя как педагога.

Казалось бы, все традиционные конкурсные испытания подошли  к концу. Но участников не оставляло чувство тревоги и напряженности, ведь во второй половине дня  по программе конкурса предполагалось проведение творческого  конкурса, на котором педагоги  могли   раскрыть свои профессиональные и творческие способности, блеснуть актерским мастерством, показать владение   педагогической техникой. Никто не знал, а что же конкретно их ждет впереди. А ждало следующее: каждому было необходимо разрешить ту или иную педагогическую ситуацию  и ответить на вопросы электронной игры. Категории вопросов данной игры предполагали и знание  ФЗ «Об образовании», и ФЗ № 120 « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», также выявлялись знания педагогами различных психолого- педагогических терминов и определений, аббревиатур. Завершился последний день конкурсных испытаний демонстрацией домашнего задания под названием  «Игра  с залом!».  И пока строгое и справедливое жюри удалилось для подведения итогов всех конкурсных испытаний и распределения мест, актовый зал училища превратился  в большую детскую площадку, где под руководством конкурсантов болельщики пели, танцевали, хлопали в ладоши, топали ногами, проводили аутогреннинг по снятию напряжения, и вообще, вели себя, как дети… Но игры  с залом проводились не просто так, а были последним рывком участников для завоевания симпатий хозяев, гостей конкурса, ведь каждый зритель мог отдать свой жетон- «звёздочку» за покорившего их душу конкурсанта. Таким, по словам жюри, харизматичным участником оказался молодой воспитатель Майкопского спец ПУ Чамоков Заур Галимович. В его копилке оказалось  в несколько раз больше жетонов, чем у  других участников, и приз зрительских симпатий уехал  в Адыгею.

Четвертый день конкурса… Под аплодисменты зрительного зала и на фоне слов ведущих  с краткими  комментариями из педагогического опыта каждого участника конкурсанты поднимаются  по- очереди  на сцену и выстраиваются  в длинную шеренгу. Все они разные: разные по должности, преподают разные предметы,  имеют разное образование, разный стаж работы.

Но, их объединяет творческий подход к своему делу и безмерная любовь к своей профессии, которую все они считают самой лучшей на Земле.

На сцене-  удивительная «гирлянда ослепительных звёзд»,  а самым молодым «звездам»  конкурса ещё долго предстоит сиять на педагогическом небосклоне.

Ведущие предлагают вспомнить всем, как проходил конкурс…

Конкурсанты проходят в зал и вместе со всеми смотрят видео-фильм под названием  «Как это было?!»

На сцену поднимается  представитель Министерства образования и науки Российской Федерации,  референт отдела профилактики асоциального поведения обучающихся Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Соколова Наталия Брониславовна. Она приветствует всех собравшихся  в зале, вручает благодарности Министерства образования и науки РФ главе департамента образования Кировской области Чурину Анатолию Михайловичу и ректору Института развития образования Кировской области  Машаровой Татьяне Викторовне за содействие  и оказание  помощи в подготовке и проведении Федерального конкурса «Педагог года-2015» для специальных учебно- воспитательных учреждений страны.

Итоги конкурса подвела  заместитель председателя жюри конкурса Николаенко Татьяна Ивановна.

А дальше- долгожданная и волнительная  церемония награждения. На сцену выходят  участники конкурса в номинации «Лучшие традиции в образовании»: учителя и преподаватели.  Оглашает результаты  конкурса  и награждает  участников   в  данной номинации       Соколова  Наталия Брониславовна.

В номинации  «Талантливы вместе » (педагоги ОДО и воспитатели) награды победителям вручал  уполномоченный  по правам ребенка  в Кировской области Шабардин  Владимир  Валерьевич, а  для оглашения результатов конкурса в номинации «Мастер своего дела» слово предоставили      ответственному секретарю  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Кировской области Шабалиной Татьяне Юрьевне.   Директор  «Центра социально – психологической помощи детям, подросткам и молодежи», член Общественной палаты Кировской области Ершова Нина Николаевна озвучила  результаты конкурса  в номинации «Архитектор детской души» (педагоги — психологи и социальные педагоги). Отрадно отметить, что  в номинации «Талантливы вместе» первое место заняла педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Вокал» Орловского спецучилища Зобнина Светлана Александровна. Этот талантливый, очень работоспособный, креативный педагог не только все четыре конкурсных дня представляла свой опыт на сцене, но и танцевала, пела сама и ее воспитанники  во время концерта художественного творчества, представленным всем собравшимся  в зале.

Жюри конкурса также решило наградить дипломами некоторых участников конкурса, не вышедших в финал, но  очень достойно представивших материалы одного из конкурсных испытаний. Вы только  вслушайтесь  в слова главного специалиста  департамента  образования Кировской области, заместителя председателя жюри конкурса  Николаенко Татьяны Ивановны, которой было предоставлено слово для награждения: «диплом  за формирование позитивного отношения воспитанников к культуре народов России», «диплом за качественное представление системы работы в форме портфолио», «диплом за ответственное отношение  к профессии», «диплом за творческий подход и профессионализм».

По окончании всего конкурса ответное  слово от имени участников и гостей  сказал председатель Совета директоров спецучилищ России, директор Майкопского спец ПУ  Хут Аслан Туркубеевич.

Зал встает и дружно, почти наизусть поет гимн конкурса, ведь этим гимном начиналось торжественное открытие  конкурсной программы, им и завершился  весь конкурс.

Логическим завершением Федерального конкурса «Педагог года- 2015» стал педсовет- круглый стол, на котором слово взяли  представители делегаций всех училищ, приехавших на конкурс. Гости выразили в своих выступлениях  единое мнение о вятском гостеприимстве, о компетентности  и непредвзятости жюри, о той теплоте, заботе и внимании, которыми окружили их сотрудники Орловского спецучилища, которые старались учесть при приеме гостей даже  традиции разных национальностей.

Вот и закончился конкурс… Вроде бы спал   с плеч груз забот: вовремя встретить, разместить гостей, накормить, учесть все их пожелания, не нарушая привычного распорядка дня учебного учреждения. Но, когда все разъехались,  и жизнь училища вошла в  свое обычное русло, стало как — будто чего-то не хватать, ведь все мы: и участники, и хозяева, и гости очень подружились за конкурсные дни.

Праздник закончился…

— На нашем празднике добра,

Ума и радости открытий

Не может побежденных быть,

Есть лишь достойный победитель!

Надеюсь, что выражу общее мнение: все участники конкурса стали победителями, ведь многое взяли для себя и своих коллег, которые приедут  к нам на будущий год. А мы будем с нетерпением их ждать!

Завметодкабинетом Орловского спец ПУ Колупаева Людмила Анатольевна.