В Москве завершился Всероссийский форум учителей истории и обществознания

В Москве завершился Всероссийский форум учителей истории и обществознания

В Москве на площадке Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел (МГИМО МИД) Российской Федерации завершил работу Всероссийский форум учителей истории и обществознания, объединивший более 400 педагогов из 84 субъектов Российской Федерации. В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова.

«Главная задача, которая стоит перед нами сегодня в сфере образования, – это формирование единого образовательного пространства. Все школы страны уже работают по единым стандартам и единым федеральным программам. В 2022 году защитили предметы мировоззренческого цикла – по ним идет единое преподавание по всей стране. Изучение истории также полностью регламентировано и приведено к единообразию. Важность изучения истории, защиты исторической правды и предотвращения фальсификации истории невозможно переоценить. Минпросвещения России ведет активную работу в этом направлении»,  отметила Ольга Колударова.

Она сообщила, что подготовлен проект концепции исторического просвещения, которая включает базовые принципы преподавания истории и станет основой для обновления содержания исторического просвещения в школе. Это обеспечит преемственность между курсами «Окружающий мир» и «История России», что позволит рассматривать историю страны как целостный процесс. Кроме того, концепция основана на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и учитывает государственные интересы. В ее рамках планируются распространение исторических знаний, достижений науки и поддержка социальных практик. Реализация исторического просвещения будет осуществляться через урочную и внеурочную деятельность.

Ольга Колударова также рассказала о поэтапной разработке единых учебников по всем обязательным предметам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Под руководством помощника Президента РФ Владимира Мединского в 2023 году были созданы первые единые учебники по истории для 10–11-х классов, а в 2024 году – учебники по истории России и всеобщей истории для основного общего образования. С 1 сентября 2025 года по ним уже обучаются в 5–7-х классах, а с 1 сентября 2026 года к ним присоединятся 8–9-е классы.

Замминистра просвещения РФ отдельно остановилась на изменении концепции преподавания обществознания. Новый курс для 9–11-х классов будет ориентирован на воспитание нравственных качеств учащихся. С 1 сентября 2025 года обществознание исключено из программы 6–7-х классов, а с 1 сентября 2026 года его будут изучать только в 9–11-х классах. Разработку единых учебников по обществознанию для старших классов планируется завершить в 2025 году, их поэтапное внедрение начнется с 2026 года. Высвободившиеся учебные часы позволили увеличить количество уроков истории в 6–8-х классах до трех в неделю. Также проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России для усиления роли отечественной истории в мировом контексте и укрепления гражданской идентичности. Наряду с этим, в соответствии с поручением Президента РФ, ведется работа по включению курса «История нашего края» в обязательную программу и созданию единых учебников по региональной истории.

Также Ольга Колударова рассказала о введении с 1 сентября 2026 года нового учебного предмета «Духовно-нравственная культура России» (ДНКР) для 5–7-х классов, который направлен на формирование у школьников мировоззрения на основе традиционных ценностей. Он будет изучаться в 5-х классах с 2026 года в объеме 17 часов, а в 6–7-х классах с 2027 года по 34 часа. В рамках предмета учащиеся будут знакомиться с жизнью, деятельностью и личными качествами выдающихся отечественных государственных и общественных деятелей, которые сыграли значительную роль в развитии страны и своим примером доказали значение традиционных ценностей российского общества.

Конференцию по историческому просвещению открыл ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов. Модератором выступил руководитель Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Максим Костенко. Эксперты обсудили ключевые направления работы педагога в новую эпоху, противодействие фальсификациям и использование в преподавании таких ресурсов, как экспозиции Музея Победы и проект «Россия – Моя история».

Особый интерес у участников вызвали тематические лекции. Помощник Президента РФ Владимир Мединский в своем выступлении, посвященном декабристам, подчеркнул важность детального изучения исторического контекста и подготовки учебников по истории, которая ведется в том числе при постоянном взаимодействии с учительским сообществом.

Референт Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере Владислав Кононов в своей лекции «История: просто о сложном» обратил внимание на то, что исторический суверенитет представляет собой способность самостоятельно трактовать свою историю, не используя заимствованные извне модели для этих трактовок.

Юрий Поляков, известный писатель, лауреат Государственной премии Российской Федерации, в ходе ответов на вопросы участников форума рассказал об актуальности исторических романов.

В рамках форума также состоялась церемония награждения победителей Всероссийского конкурса методических разработок по историческому просвещению.

Напомним, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов 23 октября принял участие в пленарном заседании «Защита исторической правды: вклад учителей истории и обществознания» Всероссийского форума учителей истории и обществознания. Он подчеркнул особую роль педагогов-историков в формировании мировоззрения подрастающего поколения.

Мероприятие организовано по инициативе Минпросвещения России совместно с Российским обществом «Знание», Институтом содержания и методов обучения им. В.С. Леднева и Российским военно-историческим обществом.

3afe70afee32b7af742c_2000x
3eddcac8d142cd736a25_2000x
4a0d905bf89396f78c84_2000x
07c9af47fb55970067fc_2000x
42e95d8d2dd234e5a2f5_2000x
a2c330218369eaad712d_2000x