Кто будет следить за временем на «домашку» и чего ждать от эксперимента с оценками за поведение?
Эксперты обсудили главные новинки школьного года в редакции «Российской газеты»
Очередной учебный год оказался богатым на нововведения: новые учебники, изменения в предметном «раскладе», а также «нормативы» для выполнения домашнего задания и педагогической нагрузки. Большинство новинок определяет приказ Минпросвещения № 704, который вступил в силу 1 сентября 2025 года. Безусловно, вопросов у родительского (и не только) сообщества довольно много.
Ответить на наиболее частые и острые из них постарались Оксана Адамовская, ученый секретарь Института развития, здоровья и адаптации ребенка, Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, Максим Костенко, директор Института содержания и методов обучения, Элина Третяк, доцент факультета «Дистанционное обучение» Московского государственного психолого-педагогического университета, Елизавета Хамраева, замдиректора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания, Лидия Москаленко, научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания и Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета.
Ключевые посылы звучат следующим образом:
- Отменять домашнее задание нельзя. Но можно предлагать разные форматы: не только задачи из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования.
- Задача того, кто распределяет уроки на день, — не выйти за рамки определенных цифр. Так что составление расписания — та еще математика. В помощь учителю разработаны 30 вариантов расписаний, которые помогут максимально приблизиться к соблюдению норм.
- Как показывают физиологические исследования, основной подъем умственной работоспособности у детей выпадает на вторую половину дня. То есть это промежуток между 15 и 18 часами. Это идеальное время для выполнения «дз».
- Учитель-предметник без классного руководства фактически выходит на нормативную нагрузку. То есть он делает то, что и должен делать. И это важнейший фактор профилактики профессионального выгорания.
Полная версия беседы доступна по ссылке
Свое мнение по поводу нововведений, касающихся нормированию педнагрузки высказали и специалисты Орловского СУВУ.
«Нормирование педагогической нагрузки — это не просто формальность, а важный инструмент, обеспечивающий справедливое распределение труда, стабильность учебного процесса и защиту прав работников. Правильное определение и оформление нагрузки позволяет избежать недоразумений в педагогических коллективах», — уверена руководитель Ресурсного центра Орловского СУВУ Елена Васильевна Измайлова.